* Регистрация    * Вход
Проектирование | Теория и концепции | Объекты участников
Практические вопросы | Предпринимательство | Проекты сообщества







Диалектика малоэтажной архитектуры (фрагмент)
#1   21.07.2013 — 08:50
Представляю фрагмент статьи: "Диалектика малоэтажной архитектуры. Часть 2."
Полностью статью можно прочитать по адресу: http://yariloprim4.blogspot.ru/
Надеюсь содержание фрагмента будет для Вас полезным.

Современное обобщенное понятие «Архитектура».
Термин «Архитектура», исходящий из области строительства (от греч. archi старший, и tektonike плотничье искусство), не является застывшим понятием. Это понятие со временем, как и другие понятия, меняется и уже принадлежит всему Человечеству. Сейчас его применяют по праву в других областях жизнедеятельности людей. Возникает вопрос: «Что же тогда является единым и объединяющим?» Все Архитектуры объединяет единая среда жизнедеятельности людей или другими словами одна планета.

Глобальная архитектура объединяет общие архитектурные структуры мировой цивилизации: общественно-социальная, строительная, энергетическая, материально-техническая, информационная и природная. Каждая из таких архитектур включает направления и области деятельности. Например: строительная архитектура включает дома, здания и сооружения, градостроительство и ландшафт, архитектуру малых форм, дизайн и урбанистку.

В настоящее время понятие «Архитектура» проникает еще глубже в деятельность человека. Например: в бизнес, инженерные системы, автомобилестроение, предприятия, логистику грузопотока и т. п., то есть туда, где есть структурированная среда деятельности человека [20, 21, 22].

В последнее время интенсивно развивается архитектура информации и связи (IT архитектура). У нее своя специфическая среда жизнедеятельности (интернет и связь) и свое электронное искусство созидания. Существует также природная архитектура со своей естественной средой обитания и естественным природным процессом воспроизводства.

В целом, глобализация требует упорядочить структуры единой среды жизнедеятельности людей на Земле. В этом случае, понятие «Архитектура» станет всеобщим во всех сферах жизнедеятельности людей и будущим Архитекторам отводится особая роль.

Общим признаком архитектур, кроме природной, является то, что они имеют соответствующие структуры и объекты среды жизнедеятельности людей. Эта среда основана и развивается на соответствующих науках и искусствах созидания этих сред. По всеобщему признаку можно дать обобщенное определение понятия «Архитектура» (подобно определениям, имеющимся в словарях [20, 21, 22]): Архитектура это среда жизнедеятельности людей и разумное искусство созидания этой среды.
(Авт.: Здесь и далее литературное словосочетание «разумное искусство» заменяет неудобное при чтении словосочетание «наука плюс искусство»).

Структура строительной Архитектуры.
Строительную архитектуру (далее Архитектура), как среду жизнедеятельности людей, можно условно разделить на семь групп:
 Духовная архитектура (объекты археологии и культа, музеи и исторические здания, объекты культуры и образования, знаковые здания и сооружения, мемориалы и памятники, прочие значимые в искусстве и истории объекты);
 Светская архитектура (общественные, административные, коммерческие, спортивные и другие здания и сооружения);
 Урбанистическая архитектура (высотные и масштабные здания и сооружения);
 Малоэтажная (массовая) архитектура (жилые индивидуальные дома и малоэтажные здания);
 Промышленная архитектура (промышленные и производственные здания и сооружения);
 Скрытная архитектура (защищенная среда жизнедеятельности);
 Мобильная архитектура (наземная, водная, воздушная и космическая).

Деление архитектурной среды по жизнедеятельности людей имеет следующие преимущества:
 Представленное деление является более упорядоченным и рациональным, чем существующее функциональное деление объектов по СНиП;
 При таком делении возможен комплексный подход к объектам архитектурной среды;
 Каждую группу можно разделить по функциональным и иным признакам. Это даст возможность детализировать архитектурную среду.

Современное понятие «Малоэтажная Архитектура».
Под термином «Малоэтажная Архитектура» в реальности, как правило, воспринимаются дома и здания малой этажности. Официально в эту категорию архитектуры входят жилые дома и здания высотой до пяти этажей. Если обратиться к словарям [20, 21], то в них Архитектура трактуется, в первую очередь, как искусство и наука строить или создавать объекты недвижимости, а также опосредованные объекты этого разумного искусства. В этом понятии заложены едва заметные постановочные различия: в жизни под Архитектурой понимают дома, здания, сооружения и их видовая среда, а в словарях это искусство и наука их создавать с косвенным указанием на то, что это все-таки опосредованные дома, здания и сооружения. Можно уйти от противоречий, принять во внимание указанное выше обобщенное понятие и дать следующее всеобщее современное определение: Малоэтажная Архитектура это массовая среда жизнедеятельности людей и разумное искусство созидания этой среды.

Структура и недостатки Малоэтажной Архитектуры.
Малоэтажную среду жизнедеятельности людей можно разделить на три группы: индивидуальные дома, малоквартирные дома и многоквартирные здания. По строительным и технологическим признакам на практике эту массовую среду делят на деревянное, каменное, панельное и монолитное домостроения. Объекты каждой группы делят также по конструктивному или иному признаку. Основные показатели малоэтажной архитектуры, недостатки и перспективы ее развития раскрыты в предыдущих работах [23, 24].

В настоящее время в малоэтажной архитектуре имеются следующие общие и принципиальные недостатки:
 В сфере индивидуального домостроения, в большинстве случаев, вместо проектов применяют эскизные проработки. Часто проекты, взятые из интернета. Как результат, такие дома не имеют надлежащей эстетики, индивидуального подхода, комфорта замкнутого пространства, приемлемого уровня энергоэффективности и т. д.;
 В сфере строительства многоквартирных зданий применяют устаревшие морально и технически типовые проекты или близкие по архитектурным показателям новые проекты. Раздел «Архитектурные решения», от которого зависит качество дома, в этих проектах принципиально не меняется. Имеются некоторые положительные изменения в планах и строительных решениях, но они практически не влияют на качество объекта;
 Строительство ведется силами наемных людей, которые, в большинстве случаев, являются мигрирующими или сезонными, (часто непрофессиональными) рабочими. Такой подход при возведении зданий и домов только усугубляет недостатки объекта;
 Эксплуатация домов и зданий, построенных без проекта или по устаревшим проектам, обходится дорого не только владельцам квартир и домов, но и Государству. Ведь затраты на эксплуатацию и инфраструктуру малоэтажной архитектуры в известной степени дотируют из бюджета.

Такие принципиальные недостатки в малоэтажной архитектуре имеют следующие основные принципиальные причины:
 Все известные ученые и архитекторы стремятся работать в высокой или экономически выгодной архитектурной среде (духовная, светская, урбанистическая и промышленная). Малоэтажная среда в лучшем случае – удел маленьких строительных фирм, которые из-за экономии ресурсов архитектурой зачастую пренебрегают и строят по выбранному и экономически выгодному «проекту-шаблону» прошлых лет;
 В малоэтажном домостроении необходимо участие специально обученного Архитектора. Кроме архитектуры и проектирования, он должен в необходимом объеме знать системы жизнеобеспечения малоэтажного объекта, технологию, организацию и управление строительным производством. Кроме этого, этот специалист должен знать в необходимом объеме экологию, санитарию, биологию и социологию замкнутого пространства. Исторически на Руси таких специалистов в свое время называли Зодчий. В настоящее время таких специалистов университеты пока не выпускают. Отсутствие современных Зодчих затрудняет внедрение в малоэтажном домостроении хорошей эстетики, продуманных планировки и функций пространства, максимальной энергоэффективности объекта, рациональности систем жизнеобеспечения, комфорта внутреннего пространства и т. д.
Привлечь вместо них небольшую и доступную по затратам строительную компанию и получить хороший результат в малоэтажном домостроении экономически нереально. Во-первых, такие компании не имеют возможности содержать группу специалистов, указанных выше профессий. Во-вторых, у простого Заказчика нет средств на оплату работ таких высокооплачиваемых специалистов. Должен быть один специалист с хорошим гонораром. Таким специалистом должен быть Архитектор по малоэтажному домостроению;
 В среде малоэтажной архитектуры работают многочисленные фирмы и организации, которые продают строительные материалы и предоставляют услуги по инженерно-техническому обеспечению объектов. Строительные материалы иногда с завышенным качеством и услуги базируются не на архитектурно-строительной рациональности, а на эффективности материалов и инженерного оборудования. Здесь как бы «сознательно» за эффективностью предоставляемых услуг «прячут» недостатки архитектурно-строительных решений. Результат такого строительного бизнеса – максимальные затраты на приобретение и монтаж материалов и оборудования. Как раз то, чего добивается бизнес от своих клиентов.

В итоге таких подходов, малоэтажная среда проигрывает по эстетике, появляются высокие затраты на строительство и эксплуатацию жилья, непредвиденные затраты на преждевременный ремонт дома и замену инженерного оборудования. Хотя на самом деле многие проблемы можно устранить или снизить их актуальность на стадии проектирования в разделе «Архитектурно-строительные решения», избежав при этом невзрачность малоэтажной среды и незапланированных затрат в будущем.

Основные понятия и особенности современной Малоэтажной Архитектуры.
Известно, что с древних времен по настоящее время основными формами малоэтажной архитектуры являются коробчатое ограждение и скатная крыша. Эти формы имеют следующие конкретные и объективные предпосылки:
 максимальное и рациональное использование форм, видов и качества строительных материалов;
 рациональное градостроительное деление территории больших поселений на прямоугольные земельные участки с разветвлённой сетью улиц;
 плотное размещение домов вдоль улиц с целью экономии городских земельных участков;
 рациональное расположение объема дома в границах земельного участка, ориентированного под сельскохозяйственную деятельность;
 удобная организация и рациональная функция внутреннего пространства коробчатых форм;
 наиболее доступный способ отвода атмосферных осадков со скатов крыши.

Этой малоэтажной архитектуре можно условно дать обобщенное понятие: «Скатно-коробчатая малоэтажная архитектура». Это понятие необходимо для того, чтобы обозначить на обобщенном уровне все существовавшие массовые архитектуры одним термином и применять его в рассуждениях, аргументации, тезисах, методах и доказательствах.

Определение этого понятие следующее: Скатно-коробчатая малоэтажная архитектура это массовая среда жизнедеятельности людей, имеющая объекты со скатно-коробчатой формой ограждения, и разумное искусство созидания такой среды.

Малоэтажная архитектура крайне чувствительна к энергетическому обеспечению объектов. Примером такой зависимости может служить процесс перехода от традиционной крестьянской избы к современным домам. В первом случае для отопления применяют печь на дровах, во втором — систему отопления. Архитектура дома при этом существенно меняется.

Через 150-200 лет нефтегазовые ресурсы войдут в зону тотального дефицита и станут дорогими [32]. Люди перейдут на природные возобновляемые источники энергии, в частности, на более доступные возобновляемые источники энергии: солнце и ветер. Но для такой маломощной энергетики нужна энергоэффективная архитектурная среда. Для этого больше всего подходит Криволинейная Архитектура, в которой объекты имеют криволинейную форму ограждения: математические трансценденты, симметричные скульптуры, купола, эллипсоиды, прочие криволинейные геометрические формы, производные от криволинейных форм 2-го порядка и т. д. [23].

Определение этого понятие следующее: Криволинейная малоэтажная архитектура это массовая среда жизнедеятельности людей, имеющая объекты с криволинейной формой ограждения, и разумное искусство созидания такой среды. Разумное искусство Криволинейной малоэтажной архитектуры нам еще предстоит создать.

В особенностях рассмотренных малоэтажных архитектур необходимо отметить следующее:
Во-первых, Скатно-коробчатая и Криволинейная архитектуры отличаются друг от друга только наружными формами объектов. Различие их в организации и функциях внутреннего пространства несущественны.
Во-вторых, объекты Криволинейной архитектуры стремятся больше к математическим криволинейным формам, а не к «природным», как это провозглашают архитекторы новаторы в стилях Био-тек, Органи-тек, Эко-тек, Биоурбанизм и т. д. [25]. Само существования таких виртуальных «природных» стилей, свидетельствует о некоторой опережающей разнонаправленности в видении будущих архитектурных форм массовой среды. Хотя, сегодняшнее противоречие в мышлении всегда является стимулом к развитию, как это не раз бывало в истории развития цивилизации [14].

Субъективное развитие Малоэтажной Архитектуры.
Цель малоэтажной архитектуры одна, но каждый понимает и создаёт её по-своему в силу своего навыка, опыта и таланта. Причём в роли Заказчика или Застройщика объектов (далее Создатель) выступали и выступают представители практически всех слоев населения. Особенно это заметно в индивидуальном домостроении. Стремление всех без исключения людей обустраивать себя и свою жизнь (иными словами, создавать свою собственную архитектуру) является основной субъективной составляющей развития малоэтажной архитектуры.

Это непрофессиональное желание поучаствовать в создании своего дома за свои деньги, кроме указанных выше недостатков, имеет свои плюсы. В собственное строительство непосредственно и естественным образом Создатель привносит индивидуальность дома, рациональность плана, новации и технические усовершенствования систем жизнеобеспечения, индивидуальный комфорт и т. д. С помощью современного Архитектора в этом процессе можно было бы синтезировать желания Создателя с разумным искусством архитектуры и получить хорошую проектную идею.

Объективное развитие Малоэтажной Архитектуры.
В настоящее время в существующей малоэтажной архитектуре можно найти практически все прообразы будущих массовых объектов: трансценденты, эллипсоиды, купольные дома, подземные жилые дома, мобильные дома на колесах, плавучие дома, подводные дома, космические станции и т. д. (см. рис.).

Следующая за массовой скатно-коробчатой формой может стать криволинейная форма массовых объектов, как наиболее рациональная и доступная [23]. Например, уже сейчас доступнее построить купол, чем возвести традиционный дом. Этим пользуются новаторы и первопроходцы всего мира [26, 27, 28, 29].

Малоэтажную архитектуру по материалоемкости и технологической доступности возведения несущих конструкций можно расположить по следующим местам:
1-е место занимают скульптурные дома. Для их возведения не нужно применять тяжелую механизацию и точную сборку. Достаточно иметь творческую проектную идею, надежный расчет на нагрузки и простейшие строительные материалы;
2-е место занимают монолитные купола и монолитные геометрические формы второго порядка со своими производными;
3-е место занимают купольные триангуляционные несущие конструкции Фуллера, купольные сборные панельные конструкции и т. д. [26]. Эти технологии сейчас наиболее доступны для населения, хотя и многодельны;
4-е место занимают традиционные конструкции и технологии: несущий каркас из монолитного железобетона, каменная коробка со сборным железобетоном, деревянный сруб, несущий каркас из дерева и т. д. Сложность традиционных технологий заключается в сложности пространственной передачи внутренних усилий от одной конструкции к другой и от одного несущего элемента к другому. Эти концентрированные передачи внутренних усилий предполагают определенную массивность строительных конструкций и сложность технологии возведения несущих конструкций домов.

В настоящем и будущем для жизни в экстремальных климатических условиях нужна своя защищенная среда – скрытая массовая архитектура. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера, пустынь и высокогорной местности.

Для космических и океанических поселений потребуется, скорее всего, своя мобильная массовая архитектура. Здесь пока мы можем только предполагать о таком качественном развитии. В этих направлениях необходимы научные исследования и более высокий материально-технико-технологический уровень.

Неизбежность качественного перехода от скатно-коробчатой к криволинейной архитектуре.
Для справедливости следует заметить, что переход от скатно-коробчатой к криволинейной малоэтажной архитектуре сопровождается потерей некоторой привычной эстетики. Здесь создается впечатление, что мы теряем привычную красоту скатных коробок на лысые и гладкие объекты. Это дает повод для полного или частичного отрицания любого новаторства в сфере малоэтажной архитектуры, которое, так или иначе, меняет форму и архитектурный вид ограждения традиционного объекта. В частности эту позицию отстаивает руководство РААСН и некоторые ее представители в регионах.

Большинство архитекторов относятся к этому процессу лояльно. Они понимают, что, во-первых, останавливать прогресс еще никому и никогда не удавалось, во-вторых, криволинейная архитектура имеет больше эстетических вариантов и возможностей для создания разнообразной, комфортной и доступной среды жизнедеятельности людей в условиях меняющегося мира.

Предпосылками перехода являются не прихоть новаторов, а объективные причины. Они исходят из множества геометрических форм, строительной физики замкнутого архитектурного пространства, запасов энергетических ресурсов нашей планеты и динамики развития современной энергетики жизнеобеспечения среды обитания людей.

В математическом плане в скатно-коробчатой архитектуре матрицу пространства формируют за счет четырех переменных (длина, ширина, высота и угол), а в криволинейной архитектуре к этим переменным добавляют радиус, кривизну, фокус, геометрические оси и полуоси, сектора и т. д. То есть, количество исходных элементов архитектурной матрицы увеличивается, как минимум в два раза. С учетом предпочтительного применения указанных выше исходных элементов матрицы, возможные формы архитектурных объектов увеличиваются на несколько порядков.

По строительной физике для того чтобы повысить энергоэффективность малоэтажного объекта необходимо выполнить следующие основные архитектурные условия:
 Ограждение объекта должно быть обтекаемым, без существенных выступов и иметь минимальную площадь;
 Жилые помещения должны иметь минимальную площадь внутренних ограждений смежных с помещениями без отопления;
 Помещения без отопления должны быть минимальны по площади ограждения и находится внутри замкнутого пространства, без участков наружного ограждения или иметь буферное пространство;

Если выполнить все указанные условия, то мы неизбежно придем к объектам купольной архитектуры с радиальной организацией замкнутого пространства (см. рис). Но, как показывает практика, по объективным и субъективным причинам она пока массово не востребована. Несмотря на это, на практике существует потребность в повышении энергоэффективности объектов. В этом направлении появится переходная Рациональная Архитектура, малоэтажный объект которой представлен в предыдущей работе [23]. В нем на максимальном уровне соблюдены условия энергоэффективности и, в тоже время, сохранена преемственность традиционной архитектурной форме.

Энергетические ресурсы не беспредельны и должны когда-то закончится. Это понимают все, и постепенно среда жизнедеятельности людей переходит на возобновляемые источники энергии. Причем возобновляемые источники развиваются по гиперболе: в 1990 году с их помощью вырабатывали 0,0005 Мtoe, в 2000 – 8,8 Мtoe, в 2009 – 38,4 Мtoe. В будущем планируют вырабатывать в 2015 году уже 218,7 Мtoe, в 2025 – 290,0 Мtoe, в 2035 – 340,0 Мtoe. Для сравнения в 2009 году гидроэнергетикой было выработано 740,3 Мtoe, атомной энергетикой – 610,5 Мtoe, то есть будущие объемы энергии от возобновляемых источников будут сопоставимы с объемами энергии от гидро-атомных электростанций [30, 31]. Прим.: Здесь toe – тонна нефтяного эквивалента.

Возобновляемые источники энергии относятся к маломощным источникам. Они еще долго не смогут конкурировать с традиционными энергетиками. Отсюда имеются следующие предпосылки к архитектурному переходу:
 Во-первых, чем меньше вырабатывают дорогую энергию, тем бережнее ее потребляют. Отсюда среда жизнедеятельности должна быть энергоэффективной;
 Во-вторых, существует очевидная необходимость рационального совмещения солнечных элементов домашней энергетики и наружного ограждения объекта при максимальной эффективности работы этих элементов без каких-либо механизмов «поворота за солнцем». Здесь энергетическая эффективность освещения поверхности ограждения от динамики движения солнца более предпочтительна у купольных или подобных криволинейных поверхностей, чем у скатно-коробчатых поверхностей традиционных объектов.

Современное понятие «Диалектика малоэтажной архитектуры».
Малоэтажная архитектура является одним из основных жилых фондов среды жизнедеятельности людей в условиях меняющегося мира. Ее развитие тесно связано с развитием цивилизации. Как и в цивилизации, в архитектуре действуют законы диалектики.

На отдельно взятом объекте массовой архитектуры в качестве Создателя выступает индивидуальный Застройщик или корпоративный Заказчик, а помощником выступает Архитектор по малоэтажному домостроению. Они совместно вырабатывают проектную идею по объекту (по крайней мере, они должны так делать ради качества будущего объекта). Учитывая массовый характер архитектуры, эти синтезированные идеи (проекты) в своей массе есть всеобщая связь явлений в развитии массовой архитектуры. Все проекты между собой теоретически взаимозависимы, исторически неразрывны с практикой и всесторонне к объектам массовой среды жизнедеятельности людей.

В малоэтажной архитектуре существуют различные стили, течения и тенденции, которые развиваются в основном по закону «единства и борьба противоположностей». С одной стороны, они рождались и существовали в единой скатно-коробчатой среде, с другой стороны, они заметно отличались друг от друга и их взаимоотношения (иногда даже борьба) становились внутренним импульсом к развитию архитектурной среды. Здесь, различия в архитектурных подходах являются инструментом изменения и развития архитектуры и ее превращение в новое качество [14, 23].

Не менее значимый вклад в развитие архитектуры привносят существующие объекты массовой архитектуры. Они, как разнообразные объекты разумного искусства, создают впечатление, направляют мысль к познанию и побуждают архитекторов к новаторству.

С появлением энергоэффективных объектов криволинейной архитектуры (купола и эллипсоиды) внутренние противоречия в архитектурной среде со временем могут перейти в борьбу. Уже сейчас по этому поводу виден пессимизм одних и оптимизм других архитекторов. В результате этой борьбы в ближайшем будущем может появиться Рациональная Архитектура - синтез традиционной и новой архитектур. Таким образом, малоэтажная архитектура эволюционно перейдет в новое промежуточное качество. По объективным энергетическим предпосылкам в течение 150-200 лет Рациональная архитектура эволюционно перейдет в Криволинейную архитектуру. Здесь также действует закон «единства и борьба противоположностей», но уже основанный на энергетических предпосылках.

Если сравнить первые малоэтажные многоквартирные здания и современные, то качество последних объектов без сомнения выше. Здесь мы имеем накопление количественных изменений, которые привели современные малоэтажные жилые здания в новое качество. В то же время, в массовой застройке снижают качество жилых зданий для увеличения их количества. Например: переход от кирпичных малоэтажных зданий к индустриальным панельным жилым зданиям. Здесь имеет место обратный процесс: переход качества в количество [14, 23].

В индивидуальном строительстве такие переходы происходят постоянно. Примерами могут служить: переход от крестьянских деревянных домов к современным каменным коттеджам и деревянным домам; строительство нового жилья на месте старого; выбор строительства отдельных коттеджей и домов с повышенным качеством или многоквартирных зданий с пониженным качеством, но с большим количеством жилья. Здесь действует закон «перехода количества в качество и качества в количество».

Появление в архитектурной среде куполов по триангуляционной технологии Фуллера [26, 27] и монолитных куполов [28, 29] с пониженной эстетикой внешнего вида свидетельствует о переходе «качества в количество». Такой переход обозначен двумя причинами: во-первых, создание эстетики криволинейных форм пока еще находится на начальной стадии своего развития и на любительском уровне; во-вторых, материально-технический и технологический уровень в этом направлении архитектуры еще не достаточно развит и не позволяет возводить эстетичные, доступные и сложные криволинейные формы второго порядка;

Этот переход практически не затрагивает организацию и функцию внутреннего пространства. Наоборот, на объектах новой архитектуры имеется большой выбор деления пространства: от традиционной ортогональной планировки до радиальной или совмещенной планировки.

Даже находясь на начальном пути своего развития, криволинейная архитектура уже имеет достойные объекты, конкурирующие по эстетике с объектами скатно-коробчатой архитектуры. Это подтверждает будущие массовые переходы «количества в качество» или «единообразия в многообразие форм» в этом направлении архитектуры. Впереди нас ждут такие великолепные архитектурные формы, о которых мы сейчас даже не имеем понятия и только пытаемся подражать природе.

В общей Архитектуре всегда предпринимались попытки найти что-то новое на основе существовавших ранее стилей [25], например:
 греческое и римское зодчество повторилась как архитектура возрождения, позднее как классицизм, а в современности как неоклассицизм;
 архитектура Византии повторилась в Киевской Руси, затем существовала как Русская архитектура в Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и в сегодняшней России;
 готика повторилась в неоготике Европы и псевдоготике России;
 модерн повторился в модернизме Европы, рационализме Советского авангарда и в Европейском стиле хай-тек;
 конструктивизм через постконструктивизм раскрылся в Советской индустриальной архитектуре;

Повторения стилей свидетельствует о действии закона диалектики «отрицание отрицания» в архитектуре [14]. С одной стороны, повторяемость стилей свидетельствует о том, что архитекторы никогда не успокоятся, и будут вечно искать новые формы и содержания объектов архитектуры, опираясь на наследие прошлого, соблюдая преемственность в архитектуре. Здесь как бы отрицают старые стилевые подходы и применяют их в измененной форме на практике. Но иногда слепое копирование стилей приводит к несуразностям современного архитектурного ряда и современного градостроительного пространства.

С другой стороны, такие стилевые поиски свидетельствует об исчерпании прежних форм малоэтажной архитектуры в новых энергетических условиях и об их частичном отрицании практикой. Доказательством этого может служить появление новых форм архитектуры [25, 26, 27, 28, 29], существующих пока на стадии «зарождения» (см. рис.).

Современное определение понятия «Диалектика малоэтажной архитектуры» вытекает из принципа всеобщей связи явлений и законов развития на уровне массовой архитектуры: Диалектика малоэтажной архитектуры есть наука о развитии массовой среды жизнедеятельности людей в условиях меняющегося мира.

Современные категории Малоэтажной Архитектуры.
В эпоху Возрождения считалось, что прочность, польза и красота являются основными и достаточными категориями архитектуры. [20, 21] В настоящее время для малоэтажной архитектуры, с ее особенностями в развитии, этих категорий уже недостаточно. Уже сейчас необходимо учитывать диалектику развития массовой архитектуры, а именно: синтезированное желание Создателя и Архитектора, экономику строительства и эксплуатации, качество строительных материалов и долговечность конструкций, уровень техники и технологии, наличие ресурсов жизнеобеспечения и биоусловия замкнутой среды обитания. Отсюда для массовой архитектуры уже сегодня необходимо применять следующие категории качества объекта:
Идея — эстетика, функция и организация;
Целесообразность — экономичность и энергоэффективность;
Материально-технический уровень — надёжность и долговечность;
Комфорт — социальные, санитарные, биологические, физические и экологические условия архитектурного пространства (биоусловия замкнутой среды обитания людей).

От Автора:
Статьи из БСЭ имеют цензуру, вытекающую из господствующей на то время коммунистической идеологии. Поэтому, в качестве дополнения, использовался словарь Википедия.


Заключение.
В настоящее время на малоэтажное домостроение имеются три отчетливых источника влияний. Первым источником является влияние Застройщиков (Заказчиков), вторым – Архитектурное общество, третьим – Государство. Эти влияния необходимо упорядочить и обозначить конкретное развитие малоэтажного домостроения в современных условиях.

В практике индивидуального домостроения Застройщики вместе со своими «прорабами» довольно часто считают, что для строительства достаточно иметь фасады, планы и разрезы объекта. Особенно это проявляется тогда, когда они узнают цену полного проекта. Ведь в среде непрофессионалов до сих пор бытует мнение: «проект, во-первых делается быстро и столько не стоит, а во-вторых проект им ничего не дает, поскольку они сами знают, что и как делать».

Именно из-за этой «позиции» Застройщиков в индивидуальном домостроении обычно применяют обычно только Эскиз или неполные Архитектурные решения. В многоквартирном малоэтажном домостроении по таким же причинам применяют также «урезанные» проекты или устаревшие типовые проекты прошлых лет. В целом, в малоэтажном домостроении применение полных проектов с анализом проектных решений и расчетом энергоэффективности объекта событие довольно редкое.

В реальности к созданию объекта необходим комплексный подход. Но, как уже упомянуто выше, современные «Зодчие» в этом процессе не участвует. Таких профессионалов университеты еще не выпускают. Правда совсем недавно появилась специальность инженер-архитектор, но это направление в университетах пока проходить стадию становления. Что же в этом случае делать? Остается Застройщикам и практикующим Архитекторам совершенствовать свое мастерство. Глядя на новые малоэтажные дома, в этом направлении можно заметить определенный и существенный прогресс. Это результат работы Архитекторов-подвижников - нести в массы разумное искусство. Честь им и хвала.

Сейчас к малоэтажному домостроению, как к основному жилому фонду, на государственном уровне предъявляют требования по энергоэффективности, рациональности и автономности объектов. Эти требования необходимо выполнять для снижения затрат на строительство объектов и возведения инфраструктуры систем жизнеобеспечения, а также для снижения энергозатрат при эксплуатации.

В этом направлении на практике официально предпринимаются попытки достичь инженерно-техническими средствами новый качественный уровень, но достигают, как правило, лишь временный и небольшой результат. Основными причинами низкой эффективности являются, во-первых, противоречие между эстетикой традиционного жилого дома и технологией инженерного энергосбережения, во-вторых, недостаточный материально-технический уровень развития возобновляемых источников энергии, приводящий к высокой стоимости и низкой окупаемости инженерного оборудования.

Новаторские инициативы в единичных случаях могут возникать в самой непрофессиональной малоэтажной среде. Но их надо встраивать в профессиональную архитектурную среду. Инициативой сверху проблемы малоэтажного домостроения не решить. Одна надежда на Архитекторов новаторов. Надо только создать им творческие условия и помогать на государственном уровне. К сожалению, архитектурный догмат пока не позволяет нам полноценно двигаться по пути прогресса. Для его преодоления неплохо бы создать добровольное общество Архитекторов-новаторов и «пойти в народ».

Перечень иллюстраций.
Рис. Архитектурная матрица развития.

Атрибуция иллюстраций.
Автор рисунка является автором настоящей статьи.
Рисунок включает в себя изображения, взятые из интернета и имеющие свободный доступ для некоммерческого применения.

Библиографический список и источники интернета.
1. Википедия «Цивилизация»
2. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) «Цивилизация».
3. Льюис Морган «Древнее общество» 1877 год.
4. Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства». 1884 год.
5. Кузык Б. Н. , Яковец Ю. В. «Цивилизации. Теория, история, диалог, будущее» 2008 г.
6. Н. Д. Кондратьев. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения — избранные труды. — М., «Экономика», 2002
7. Википедия «Дуализм»
8. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) «Дуализм».
9. Артановский С. Н. «Историческое единство человечества и взаимное влияние культур, философско-методологический анализ современных зарубежных концепций», Л., 1967.
10. Википедия «Диалектическая логика»
11. Ильенков Э. В. «Диалектическая логика. Очерки истории и теории»
12. Вазюлин В. А. «Диалектика исторического процесса и методология его исследования», М., 1978
13. Вазюлин В. А. «Логика «Капитала» К. Маркса, М., 2002
14. К. Маркс и Ф. Энгельс «Диалектический материализм»
15. В. И. Ленин Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 55
16. Википедия «Диалектика»
17. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) «Диалектика».
18. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 276
19. Ф. Энгельс «Диалектика природы»
20. Википедия «Архитектура»
21. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) «Архитектура»
22. Википедия «Архитектура» (значения)
23. А. Д. Кваша «Элементы рациональной архитектуры в малоэтажном домостроении» журнал «Архитектура и строительство России» за апрель 2013 года.
24. А. Д. Кваша «Философия проекта Скорлупа» журнал «Жилищное строительство» Москва, 2000 год.
25. Сайт: Maximus. Studio. Art. Design. А. Ильин и К. Фекляев http://maximus-art.ru/typograpy
26. Бакминстер Фуллер http://en.wikipedia.org/wiki/Buckminster_Fuller
27. Сайт куполостроителей России: http://forum.domesworld.ru/
28. Поиск: Дома сферы. http://www.youtube.com/watch?v=ChRn6nPLsrw
29. Поиск: Монолитные купольные дома. http://ttc.kharkov.ua/page/page63.html
30. BP Statistical Review of World Energy June 2010
31. Управление энергетической информации США (EIA) Годовой доклад по энергетическим перспективам 2011 «Annual Energy Outlook 2011» Базовый сценарий развития (апрель 2011 года).
32. О. В. Свидерская «Основы энергосбережения. Курс лекций», 4-е издание, стереотипное, Минск, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006.

Матрица_80 877х620.jpg
Матрица_80 877х620.jpg [ 207.58 Кб | Просмотров: 6269 ]
Ответить с цитатой