В статье «
На излете утопии, на изломе инженерии: Ричард Бакминстер Фуллер» Петр Капустин излагает вполне метафизические принципы Фуллера:
http://ru-domes.livejournal.com/19540.htmlЦитата:
В работе с «объектами» такого уровня, как человеческая жизнь, этот вопрос неизбежно возвращает к инструментарию «utopean engineering» – за неимением иного. И Фуллер осознавал всю дефицитность такой Перспективы. Именно его можно с полным правом назвать разработчиком инструментария конструктивного действия, а тип его проектности, его «творческие метод» – технологическим катастрофизмом.
Можно сказать: технологический катастрофизм есть высшая и последняя стадия инженерного утопизма. Это не только действование в ожидании или предотвращении действия техногенных катастроф, но прежде всего – тип мышления, ориентированный на обеспечение и оснащение созидательной позиции человека в ситуации длящейся катастрофы. Это видение мира, как постоянно и радикально меняющейся и искусственно изменяемой реальности, перед которой во всей своей обнаженности предстоит Homo sapiens.
Существенно, что для Фуллера это предстояние Мира и Человека не заканчивается исходом, эскейпом, а начинается с него. Ситуация катастрофы должна быть сначала осознана и создана – такая интонация присутствует в левых листовках Фуллера. Экзистенциалисты подобную интуицию не вынесли, окончив философским самоубийством и абсурдом. Фуллер же был технарь и фантазер – он опирался на натуральную достоверность числа и конструкции. Если «проекты» Ж.П. Сартра – другого властителя дум бунтующей молодежи шестидесятых – «проект любви», «проект дружбы» и т.п., закончились закономерным и спланированным провалом, то вера Фуллера в возможность новых форм чувственности и межчеловеческих отношений в американской контркультуре 60-70-х гг. заставляла относиться к событиям «технически». Как хороший инженер, Фуллер не терпит провалов, в ситуации катастрофы это недопустимая роскошь. Его знания, его техника проектной работы – вот тот единственно надежный плацдарм в этом изменчивом мире, опираясь на который можно что-то менять и кого-то технически обеспечивать.
...
В контексте катастрофической ориентации сознания новый смысл получает утопия. «Утопия» – лишенность места, безместность, «нигдешность» мира-изолята, свободно плавающего в безвоздушном пространстве обреченной «вселенной людей» – это и эстетический прием, и техническое решение. Для Фуллера «неориентированность» оболочек и их внутреннего наполнения – важнейший принцип, наряду с принципом «эфемеризации объекта».