Чтоб ни у кого вдруг не сложилось впечатления, что «радиус» не бредит, немного истории.
Мы искали безумца, согласного сделать проект хижины за 4 месяца. На все про все – вместе с проектом, экспедицией и хижиной – у нас было 2.5 миллиона денег. Даже не так скажу: у нас с Машей – идеологов и инициаторов проекта – не было вообще ни копейки, и первый год, с нулем знаний, но с очень сильным желанием сделать спасательный приют (весной 2006 там погибло 11 человек из 12), мы не вылезали из интернета, с телефонов, со встреч, пытаясь найти средства – денежные и другие – чтобы был построен этот приют. Излишне говорить, что делали это без намерения когда-либо срубить выгоду, ибо целью было – сделать бесплатный спасательный приют.
Идея с самого начала была безумной. Климатические условия на Эльбрусе непростые даже для опытных альпинистов: высота в 5000 м и выше – это та граница, в районе которой и выше нее человеческий организм не отдыхает, работая на износ. Прожить там можно весьма ограниченное количество дней, и только – при вдумчивой, поэтапной акклиматизации. К примеру, если нас всех сейчас туда просто закинуть вертолетом, до утра доживут не все.
На высоте 5300 – седловина Эльбруса – восходители идут медленно, шаг за шагом, некоторые – из последних сил, и при этом дышат как на 10-километровом кроссе. Каждый килограмм груза умножается на несколько. Не все доходят до вершины. Не один десяток людей навсегда остались на склонах и в трещинах, включая мастеров спорта по альпинизму. Разное бывает. Про «горную болезнь» можно без труда найти в интернете.
Температуры достигают летом до -10..-15С, зимой -50С – легко. Ветер бывает до 60 м/с. Все это усугубляет и без того не лучшее самочувствие.
И в этих условиях предстояло еще что-то строить – то есть, находиться там, ночевать, работать. Местами и выживать. Такое уже делали в 30-х и в 50х годах, когда строили старый приют на седловине, от которого теперь только остов - то были серьезные государственные экспедиции, и один раз для подъема грузов специально привозили среднеазиатских яков.
Не были ясны точные климатические и геологические сведения о месте, где мы хотели хижину. Даже на кафедре гляциологии в МГУ люди, занимающиеся Эльбрусом, смогли предоставить нам весьма немного сведений из тех, что требовалось. Конечно, для нормального проектирования этого все очень недоставало. Поэтому, собрав всю имеющуюся инфу, мы составили список требований – еще не ТЗ, но там были указаны основные, обязательные к реализации, моменты. Одни требования относились к эксплуатационной части, другие, не менее важные – к строительной. Важно было учитывать, что проведение строительных работ на высоте 5300 – это небольшой подвиг. Ну и доставка груза в то место невозможна иначе чем на себе, либо вертолетом, который забросит груз на вершину, расположенную почти в километре от места строительства.
Через год или полтора наших исканий, после нескончаемых звонков и факсов, среди отечественных компаний нашлись люди, которые включились в проект: это Earth Gear – спонсор, и федерация альпинизма России, ФАР. Они сказали: денег есть вот столько-то, дерзайте. Надо заметить, что ФАР является общественной организацией с годовым гос. бюджетом что-то около 600.000 руб. Нетрудно посчитать, что это – оплата двух человек по 25.000 в месяц. Не так много для головной организации всего российского альпинизма. Поэтому, ФАР активно двигает проекты – устраивает чемпионаты, проводит обучение вояк и спасателей, создает нормативные документы, поддерживает наследство ФА СССР и так далее, и так далее – с помощью спонсоров.
Как бы то ни было, на хижину было 2.5 млн. Смешные деньги, конечно, но ствол к головам исполнителям никто не приставлял. Кто может – дерзайте. И мы начали искать проектировщика.
И мы нашли «радиуса», из-за которого впоследствии потеряли поллимона (или сколько там) денег напрямую, еще полстолько – косвенно, сорвали первую экспедицию и вынуждены были развернуть половину волонтеров, с таким трудом найденных со всей страны.
«Радиус» поначалу вызвал симпатию – прежде всего, своим энтузиазмом, желанием, как он выражался, помочь великому делу. Что ж, мы все в нашем проекте занимались им именно по этой причине. И было здорово, что с нами теперь еще один единомышленник. И отношения наши, прежде всего, складывались именно на добром желании помочь людям, а не на бабле, которого сначала вообще не было, а потом - кот наплакал.
Перед комиссией в ФАР я защищал Виктора, чтоб именно он со своим куполом стал нашим выбором, а не другой мужик, который хотел построить прочную, но совковую бытовку. И мне удалось.
Еще раз, далеко не в первый, четко обозначив Виктору, что нам нужна конструкция прочная, легкая по весу, недорогая и без труда собираемая в условиях физического недомогания, мы начали сотрудничество. На комиссии в ФАР будущий проектировщик заявил, что вес конструкции не превысит 8-10 тонн, и весь проект точно уложится в бюджет – правда, на экспедицию не хватит, но что-то все равно останется. Вес нас очень смутил. Даже 8 тонн веса – это (мы тогда еще не знали) 16-20 ходок вертолета, имеющего лучшие среди российских высотные характеристики, Ми-8 МТВ. Цены на рейс без труда находятся в инете, но сразу отмечу: от $2000 в час. Одна ходка – 40-60 минут. Считайте. Поняв, что мы уже конкретно вылезаем за бюджет, но услышав уверения, что легче никак не выйдет, мы смирились, и постепенно стали пробивать варианты халявного вертолета.
Соглашение о сотрудничестве мы заключили где-то в конце января (если не ошибаюсь), и уже летом хотели построить приют. Это я сейчас понимаю, что это было просто невозможно, но мы поверили «специалисту», который обещал сделать нам проект к апрелю, чтобы мы быстро закупили и подготовили материал, и к июню, моменту начала экспедиции, он лежал у нас в Терсколе. Работая в таком авральном режиме, у нас не было права на ошибку, ни по срокам, ни по качеству. Тем временем, я собирал волонтеров со всего СНГ – звал людей бесплатно пахать на 5300.
Взаимодействие в течение проектирования подразумевало постоянное общение: для «радиуса» такой проект был совершенно новым, а для нас новым был «радиус». И почти каждый день я звонил скайпом к Виктору, чтобы узнать, каково состояние дел. Если все плохо - то нужно просто все отменить, и сделать это, конечно, стоило как можно раньше.
К началу апреля – времени, когда проект должен был быть готов, там еще конь не валялся. Зато в невероятных количествах успели прозвучать слова «концепция», «энергетика» и прочая эзотеричная хуйня.
Проекта не было и в мае.
К тому времени Виктор давно перестал вменяемо отвечать на простые естественные вопросы, периодически исчезать и прочее. Стал требовать очередных денег на подрядчиков. Подрядчиков его никто в глаза никогда не видел. Сам проект, пройдя несколько перевоплощений на бумаге, стал вот этим:
Уважаемые читатели, среди вас есть строители? Посчитайте, пожалуйста, примерный вес данного изделия с учетом, что опоры сделаны из стальной трубы.
Вес конструкции, как мы помним, был 8-10 тонн. Вдруг внезапно выяснилось, что и Виктора не получается достать высокотехнологичные материалы для опор с большой скидкой, которые он так обещал, и что теперь либо их надо покупать по полной стоимости (и стоимость опор как раз выходит в бюджет проекта), либо искать менее дорогой, но значительно более тяжелый клееный брус. В итоге, клееный брус нашел я, познакомившись по мейлу и убедив незнакомого мне директора незнакомой финской компании Finnforest продать и как можно быстрее доставить брус со скидкой в 25%. Виктору к тому времени было откровенно похер и сроки, и проект, и экспедиция. Он успел получить бабла и понять, что полностью слил проект, но осталось предоставить хоть что-то, чтоб его не засудили. Итогом его размышлений стало изделие весом под 30, или более, тонн. Когда его спросили: а как ноги в грунт закреплять? Он сказал: ну – как обычно. Это как именно? Ну, под каждую ногу – кубометр бетона…
Шестнадцать кубов бетона. На Эльбрусе, на высоте 5300. Это после того, как мы считали каждый грамм. И при отрицательной температуре и отсутствию воды.
Участники экспедиции сползли под стол, и с того момента слово «радиус» вызывало только истерический ржач.
Еще одним условием было, чтоб каждый элемент конструкции был не длиннее 3 метров по максимальной размерности. Посмотрите еще раз на опоры.
Еще было условием, что вход не должен оставаться открытым, ибо даже небольшая щель может привести к тому, что все помещение забьет снегом. Посмотрите на рисунок: Виктор придумал снизу люк, как у космолета из мультфильма. Он типа должен как-то открываться, правда, как именно – придумать не успел. Но выглядит круто! И весит, как чугунный мост.
Как все это собирать – впрочем, также осталось загадкой, хотя в требованиях отчетливо озвучивалось и про физическую сложность работы, и про очень ограниченный набор вспомогательных инструментов, которые мы можем себе позволить в том месте.
В общем, «радиус» отжег по полной. Больше всего виноватым был, конечно, я – что всю весну слушал бред про космос, ни разу не получая ответы на весьма несложные вопросы, касающиеся конструктива, материалов и сборки. Доверился как дитя.
Примерно с июля и до конца лета мне было ужасно стыдно перед компаньонами за вот этого хм…. проектировщика. Они не упускали случая поржать над особенностями гипотетического процесса строительства этого многотонного мультяшного изделия. Да, кстать, входной дверью в хижину предполагалось вставить люк от каюты корабля. Это при наших-то жестких ограничениях на вес.
Естественно, денег он не вернул и не собирался. Тот бред, который он упоминает про флагштоки… Мы хотели вернуть хотя бы часть денег, потому что тупо потеряли на этом хм… проектировщике немалую часть бюджета на проект, но к великому сожалению, в договоре не упомянули основное условие, которое было обещано Виктором – вес не более 8 тонн, поэтому, перечислили другие. Вообще, договор у нас был чисто формальностью – опять же, все понимали, что проект – альтруистичный, никому и в голову не пришло, что найдется человек, который возьмется и решит кинуть. Но нет, судьба щедра на подарки.
В общем, вот такая петрушка сложилась с радиусом.
Потом нашлись ГеоДом и американцы, которые сделали сооружение весом в 3 или 4 тонны. А то, что купол слетел – смотрите рисунки – дык это наши пацаны облажались. Они уже мучаются совестью, и, прошу заметить, сами выразили желание и пойдут наверх это исправлять. Двое наших уже туда сгоняло давеча, хотя Эльбрус в ноябре – это что-то типа Антарктиды.
Купол вышел прочный, а сломалось там, где мы сделали не по проекту. Так что еще раз скажу, ГеоДом и NaturalDomeSpaces – рулят.
И – да, пара слов насчет бабла. Весь этот бред от радиуса про зарабатывание бабла на проекте – разумеется, продукт воспаленного собственной несостоятельностью мозга. О том, как, сколько и куда пошло денег, вы можете без труда узнать как в ФАР, так и у участников экспедиции. О том, как жили, чем питались, и что за сколько куплено – тоже. В хижине предполагалась комната повышенной комфортности – маленькое помещение с хоть какими-то удобствами. Этак комната, которая должна была занимать не более 1/3 общего помещения (как прописано в наших требованиях), предназначалась для размещения коммерческих групп. Всем понятно, что это – бабло на поддержание приюта в рабочем состоянии, или еще раз надо объяснить, что у «радиуса» в голове – космос?