Интересную тему подняли в "Коннекторах..." Как считать, вернее, прогнозировать надежность конструкции? На что при этом опираться? На какие факторы следует обращать внимание?
Здесь есть место как теоретическим выкладкам, так и экспериментам. Также можно обратиться к существующему опыту в строительстве, самолетостроении, кораблестроении и прочим отраслям.
Мне очень импонирует взгляд Гордона на эту тему в главе 14 - "Катастрофы, или очерк об ошибках, прегрешениях и усталости металла". Всем рекомендую к прочтению.
Процитирую его взгляд на проектировании в самолетостроении:
Цитата:
Рассмотрим, например, статистику прочности самолетов. Так как экономия веса здесь очень важ-
на, а последствия разрушения всегда ужасны, проектирование самолетов, естественно, ведется со
всей тщательностью. Дотошно проверяется каждая деталь. Чертежи и расчеты делают высококва-
лифицированные специалисты, используя при этом самые передовые научные методы.
После окончания работы все расчеты совершенно независимо проверяются другой группой спе-
циалистов. Таким образом, окончательные результаты настолько безошибочны и точны, насколь-
ко это вообще в человеческих силах. Наконец, для полной надежности полномасштабная модель
самолета испытывается на стендах до разрушения.
Здесь позволю свой комментарий о том, как вводится в эксплуатацию новый вид воздушного судна в России.
Первый экземпляр предназначен для летных испытаний. Летчики-испытатели - особая человеческая порода, с особой психологией, готовые летать на чем угодно, что теоретически может летать. Самолет обвешивается контрольно-измерительной аппаратурой, все показания снимаются и анализируются. Делаются соответствующие выводы, насколько представления конструкторов планера и конструкторов двигателей соответствовали реальности.
Второй экземпляр - тоже летный, и тоже испытательный. Смотрят стабильность параметров летных характеристик.
Третий экземпляр - не летает. Он встает на стенд и подвергается всевозможным нагрузкам на прочность, гибкость, кручение, растяжение и т.д. - до разрушения.
Только после завершения всех этих программ созывается комиссия ГосНИИ ГА, которая и дает заключение о возможности ввода самолета в эксплуатацию.
Пассажиров будет возить только лишь четвертый самолет.
Как мы видим, теория тут тесно переплетена с практикой. Возможно, придумаем в этой теме какие-то программы испытания жилых куполов :)